Интернет-вещание (on-line) Видеоанонсы циклов (семинаров) Учебные видеоролики (on-line) Регистрация на циклы (семинары) Регистрация на конференции (конгрессы)
Поиск

......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................







Создание сайта - Algosoft


НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Уровень заботы о здоровье населения зависит не только от государственного устройства, обстоятельств социально-экономического и политического характера, но и от правопорядка, в том числе от развития и совершенствования медико-социального нормотворчества.

На основании результатов исследования ВОЗ, посвященного реформам здравоохранения в Европе, правовое понятие реформы было определено как целенаправленный, динамичный и устойчивый процесс, который приводит к систематическим структурным изменениям, обеспечивающим сохранение здоровья, улучшающим уровень и качество жизни населения [8].

В связи с этим можно предположить, что в основу политики развития отечественного здравоохранения, особенно на уровне субъектов РФ, должна быть положена настоятельная необходимость создания перспективного законодательного и нормативно-правового обеспечения не только стратегии, но и тактики проведения реформ в сфере охраны здоровья населения, в том числе в области оказания гражданам медицинских услуг [1].

Следовательно, подобно другим службам социального профиля большое значение в совершенствовании деятельности системы здравоохранения имеет надлежащее управление процессом проведения реформ. Для более эффективного правового обеспечения этого процесса требуется принятие нормативных документов, позволяющих создать необходимые управленческие структуры с более четким распределением обязанностей, установлением ведущих органов управления и конкретных исполнителей на разных уровнях, а также определением области и уровня их правовой ответственности.

Преобразование всех сфер жизни нашего общества, в том числе сферы охраны здоровья населения, выдвинуло на первый план проблему управленческого профессионализма. Некоторые авторы считают, что основными показателями профессионализма являются минимальность напряжения и максимальность повторяемости успеха [4]. Исходя из этого мнения, управленцами в здравоохранении можно считать руководителей отрасли или ее структурных подразделений, создающих нормы и развивающих их, тогда как исполнителями являются лица, реализующие эти нормы в практической работе лечебно-профилактических учреждений и других медицинских организаций [3].

При рассмотрении процесса управления необходимо иметь представление об управленческой деятельности, которая может быть определена как нормативно организованная система человеческой активности, направленная на удовлетворение какой-либо социально значимой потребности человека, включая обеспечение граждан медицинской помощью [6].

Системообразующий характер процесса управления в медико-социальной сфере позволяет утверждать: насколько эффективна в государстве управленческая деятельность, настолько благополучно общество в отношении здоровья его граждан и медико-демографических показателей уровня жизни населения в целом. Такой статус управления полностью соответствует деятельности в системе здравоохранения, особенно в современных условиях.

В настоящее время в РФ проведено разделение здравоохранения на государственное, муниципальное и частное. Возникла новая система обязательного медицинского страхования (ОМС), которая имеет два сектора - бюджетный и страховой.

Проблема реформирования управленческой вертикали и утраты управляемости отраслью усугубляется еще и нерациональным механизмом ее экономического компонента, основанным на дезинтеграции финансовых потоков по линии ОМС, местных администраций и органов управления здравоохранением (ОУЗ). Данная ситуация привела к тому, что ОУЗ и ОМС не могут реально влиять на эффективность использования ресурсов и структуру оказания медицинской помощи.

Таким образом, на современном этапе развития российского общества задачей первоочередной важности для здравоохранения является надлежащее управление процессом проведения реформ в отрасли. По-видимому, учитывая создавшееся положение, в последнее десятилетие на федеральном уровне был принят ряд правовых актов о состоянии медицинского обслуживания и обеспечения лекарственными средствами населения Российской Федерации.

Как известно, уже в конце 90-х гг. состояние охраны здоровья граждан в стране определялось как критическое из-за высокого уровня смертности во всех возрастных группах, отсутствия достаточного воспроизводства жителей страны в связи с низкой рождаемостью и естественной убылью численности населения, составляющей ежегодно около 500 тысяч человек. Кроме того, следует отметить значительное увеличение в РФ заболеваемости инфекционными болезнями, болезнями нервной системы, высокую заболеваемость и смертность среди детей и подростков, резко возросшую наркоманию и смертность от употребления наркотических препаратов, устойчивый рост психических нарушений, самоубийств, убийств, алкоголизации и инвалидизации населения. Исходя из этого следует констатировать, что создавшаяся ситуация является следствием ослабления государственного правового регулирования в области охраны здоровья граждан, смещения акцентов в сторону первичной медицинской помощи, обеспечиваемой врачами общей практики, отсутствия достаточного обеспечения надлежащим финансированием и невыполнения федеральных целевых программ в области здравоохранения, медицинской науки, охраны материнства и детства, поддержки семьи.

В целях выхода из возникшей ситуации предпринимаются определенные усилия по разработке новых нормативных правовых актов и рассмотрению в Госдуме таких федеральных законов, как: "О здравоохранении в Российской Федерации", "Об основах организации и деятельности муниципальной системы здравоохранения", "О частной медицинской деятельности", "О правах пациентов", "О государственных гарантиях медицинской помощи", "Об обязательном медицинском страховании". Их принятие может способствовать разработке более эффективных мер по усилению роли государства в регулировании объема и качества медицинской помощи населению, обеспечению финансирования федеральных целевых программ в области здравоохранения и осуществлению безусловного исполнения федеральных законов о федеральном бюджете по разделу "Здравоохранение", предусмотреть в последующих подобных проектах федеральных законов увеличение бюджетных ассигнований по указанному разделу, а также выполнять ряд других положений, жизненно важных для здоровья населения и эффективного функционирования отрасли в ходе медицинского обслуживания граждан и при решении медико-социальных задач.

Осуществленный нами анализ вышеуказанных документов показал, что изложенные в них материалы и положения свидетельствуют об актуальности и своевременности постановки вопроса о необходимости комплексного проведения исследований правовых основ деятельности здравоохранения и изучения проблемы нормативно-правового обеспечения медицинской деятельности в процессе реформирования отрасли, особенно на уровне субъектов РФ.

В настоящее время в стране, на наш взгляд, отсутствуют фундаментальные комплексные, тем более системно-аналитические, исследования не только по проблеме правового обеспечения управления органами и учреждениями здравоохранения, но и по реализации прав различных субъектов правовых отношений в сфере охраны здоровья.

На современном этапе проведения реформ в стране российское здравоохранение представляет собой важнейшую отрасль социальной сферы, состоящую из многочисленных медико-санитарных органов и учреждений, разных организационно-правовых форм хозяйствования, которые участвуют в оказании населению медицинской помощи и в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия [7].

Следовательно, наиболее важным условием проведения реформ в области здравоохранения является создание фундаментальной правовой базы, обеспечивающей их перспективы и стратегии для дальнейшего развития отрасли. Ряд основных законов, принятых в 90-е гг., позволил приступить к проведению правовой реформы в отечественном здравоохранении, что имеет непосредственное отношение к защите прав пациентов в области охраны их здоровья. Однако формирующийся в России рынок медицинских услуг требует своего дальнейшего развития в части правового регулирования взаимоотношений между ЛПУ и населением. В то же время действующая организационно-правовая модель медицинской политики в настоящее время не обеспечивает граждан страны гарантированным Конституцией РФ бесплатным медицинским обслуживанием, а также не способствует соблюдению прав человека на предоставление пациентам качественных медицинских услуг.

Актуальность проблемы заключается в том, что в связи с закреплением в Конституции РФ (ст. 76) права на принятие законов и иных НПА на уровне субъектов Федерации, действующее федеральное и региональное законодательство нуждается в дополнении и изменении нормативно-правового обеспечения ряда вопросов охраны здоровья населения и деятельности органов и учреждений здравоохранения, прав пациентов и медицинского персонала. Усиление роли права в сфере охраны здоровья населения сегодня приобретает особое значение, так как многие правоотношения в здравоохранении до сих пор остаются неурегулированными.

Некоторые авторы отмечают, что процессы демократизации нашего общества неизбежно ведут к расширению прав потребителей, к которым относятся и пациенты. Одновременно усиливается профессиональная ответственность медицинских работников. В связи с этим возникает потребность в разумной правовой защищенности каждой из сторон.

Как известно, юридическая наука должна уделять значительное внимание деятельности по созданию, изменению или отмене устаревших правовых актов, разработке научно-методических рекомендации по осуществлению правотворчества. При этом совершенствование нормотворчества обычно предполагает в первую очередь научно, а затем законодательно обоснованную деятельность соответствующих государственных органов власти и других субъектов права, обладающих законотворческими полномочиями.

Существует мнение, что осуществляемые в Российской Федерации социально-экономические и правовые реформы приобрели длительный и затянувшийся, в ряде случаев застойный характер, что привело к кризисному положению [2, 5]. Как следствие этого произошло снижение духовного и нравственного потенциала общества. В России возникла так называемая системная ситуация, которая охватила политическую, экономическую, социальную и другие сферы жизни общества. К сожалению, она оказала катастрофическое влияние и на такую сферу, как охрана здоровья населения, особенно в области здравоохранения. Все это способствовало существенному ухудшению в стране медико-демографических показателей. Как в РФ в целом, так и в большинстве ее субъектов наметилась устойчивая тенденция роста общей и младенческой смертности, постоянно увеличивается общая заболеваемость, заболеваемость и смертность от туберкулеза и других социально значимых болезней. В связи с этим происходит ежегодное снижение численности российского населения. Вследствие такого положения в стране возникла реальная угроза физическому и психическому здоровью нации. В то же время обеспечение здоровья населения в целом и каждого отдельно взятого человека - гражданина РФ должно являться неотъемлемой составной частью одной из приоритетных задач Российского государства и общества, что, по-видимому, будет способствовать преодолению возникшего кризиса в данной сфере. При этом следует обратить особое внимание на необходимость неукоснительного выполнения принимаемых постановлений об улучшении медицинского обслуживания и обеспечения лекарственными средствами населения страны.

Все сказанное определяет особую значимость системного медико-юридического исследования состояния законодательства в области здравоохранения, а также технологии правового регулирования в сфере охраны здоровья населения субъектов РФ.

Литература

1. Воронов А.А., Валькович О.Н. Новые идеи в повышении качества медицинского обслуживания в России в XXI веке // Экономика здравоохранения. 2001. N 7-8. С. 62-65.

2. Герасименко Н.Ф. Реформа здравоохранения: некоторые итоги и перспективы // Экономика здравоохранения. 1999. N 1. С. 5-7.

3. Гусев Е.В. Правовое положение руководителя организации // Экономика здравоохранения. 2001. N 7-8. С. 77-82.

4. Емельянов А.Л. Уровни профессионализма в управленческой деятельности // Экономика здравоохранения. 1999. N 12 (35). С. 40-44.

5. Комаров Ю.М., Иванова А.Е., Ермаков С.П. и др. Разработка национальной стратегии "Здоровье для всех россиян" // Экономика здравоохранения. 1998. N 3/27. С. 15-20.

6. Конгстведт П.Р. Управление медицинской помощью. Практическое руководство: Пер. с англ. // Под общ. ред. акад. РАМН О.П. Щепина. М.: ГОЭТАР Медицина, 2000. - 743 с.

7. Магульская Е.Е. Право социального обеспечения. М.: Книжный мир, 1998.

8. Салтман Р.Б., Фигейрас Дж. Реформы системы здравоохранения в Европе. Анализ современных стратегий: Пер. с англ. М.: ГОЭТАР МЕДИЦИНА, 2000. - 432 с.


Доктор медицинских наук, профессор Тульского государственного университета  Ю.И.ГРИГОРЬЕВ

"Медицинское право", 2006, N 1



ВИДЕОРОЛИК

Посмотреть ролик про Федеральный Учебно-Методический Центр
Посмотреть on-line
НОВОСТИ
Архив новостей
Подписаться на новости


Написать письмо
Федеральный учебно-методический центр
111141, Москва, ул. Кусковская, 20-А (Бизнес-Центр), офис А-301 (подъезд 4, этаж 3)
Телефон: (495) 727-0548 (многоканальный) E-mail: [email protected]

Свидетельство о регистрации средства массовой информации № ФС77-40379 от 25.06.2010
Создание сайтов и мультимедийных презентаций - Алгософт мультимедиа